igal_averbuh

Category:

10 стратегий для манипулирования общественным мнением и обществом


В 2002 году французский писатель Сильвен Тимсит сформулировал 10 стратегий манипулирования СМИ, которые политические и экономические силы используют для массового контроля над гражданами. И хотя прошло уже много лет, его Декалог продолжает оставаться очень сильным и актуальным аргументом.

Целью этих стратегий, как считает автор, состоит в том, чтобы создать покорных и послушных людей, которые оправдывают и тем самым поощряют систему неокапитализма и неравенство.

Десять стратегий манипулирования СМИ, сформулированные французским писателем, заключаются в следующем:

Отвлечение

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.

Приём отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области современных философских течений, передовой науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики.

Взамен этому информационное пространство наполняется новостями спорта, шоу-бизнеса, мистики и прочих информационных составляющий, основанных на реликтовых человеческих инстинктах от эротики до жёсткой порнографии и от бытовых мыльных сюжетов до сомнительных способов лёгкой и быстрой наживы.

Цель состоит в том, чтобы отвлечь и занять умы людей. Таким образом, люди в конечном итоге увлекаются тем, что им предлагают эти средства. Они перестают задаваться вопросом, почему не транслируется определенная информация, и в конечном итоге забывают о реальных социальных проблемах.

Создавайте проблемы, а затем предлагайте решения

Этот метод, его ещё называют «проблема-реакция-решение», состоит из тестирования населения путём распространения слухов или идей, чтобы оценить, как они будут восприняты отдельными людьми. Создаётся проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определённую реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам.

Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы.

Или вызвать некий экономический, террористический или техногенный кризис, чтобы заставить людей в своём сознании принять меры по ликвидации его последствий, пусть и в нарушение их социальных прав, как «необходимое зло». Но нужно понимать, что кризисы сами не рождаются.

Цель состоит в том, чтобы создать проблемы, а затем, на основании реакций общества, предложить её решения, создать собственный образ в качестве социальных спасителей.

Постепенность

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, и манипулировать гражданами таким образом, чтобы они могли принимать социально несправедливые решения, их внедряют постепенно, день за днём, год за годом.

Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, зарплата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы всё это произошло одновременно, то наверняка привело бы к революции.

Цель состоит в том, чтобы постепенно приучать людей к заведомо худшим условиям и перспективам.

Отсрочка исполнения

Ещё один способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого», «для лучшего будущего» или «для вашего блага», и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.

Они заставляют наивную общественность поверить в то, что жертвы граждан на самом деле приведут к заметным улучшениям в будущем, потому что это не произойдёт немедленно. Таким образом, граждане привыкают жить неудовлетворительно, и в массе своей всегда склонны лелеять наивные надежды на то, что «завтра всё изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время. И в результате привыкания они в конечном итоге нормализуют свои маргинальные обстоятельства.

Цель состоит в том, чтобы постепенно приучить граждан к неудовлетворительным условиям и маргинальному образу жизни.

Инфантилизация населения

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто обращаются к детям, а не взрослым людям, как если бы они были недоразвитыми или умственно неполноценными.

Цель состоит в том, чтобы добиться от населения покорной и послушной реакции без малейшего критического мышления и оценки.

Обращение к эмоциям

Эмоциональный аспект намного сильнее, чем асептическое и чисто объективное размышление. И средства массовой информации апеллируют к тому эмоциональному и чувствительному аспекту, который есть у всех нас. С помощью воздействия на эмоции блокируется способность людей к рациональному анализу, а в итоге — способность критического осмысления происходящего.

С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения. Эмоции — враг логики.

Цель состоит в том, чтобы блокировать критическое мышление, контролировать рассуждения и мнения.

Дебилизация населения

Важная стратегия — добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приёмы и методы, используемые для управления ими и подчинения их своей воле. СМИ делают упор на аудиторию, которая находится вдали от интеллекта и культуры. Изоляция от всех видов действительных знаний и информации позволяет легче манипулировать населением, не даёт им занять достоверную и определённую позицию, минимизирует возможности оформления неповиновения, протестов или бунта.

Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более посредственным, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы. Информация - это сила.

Цель состоит в том, чтобы население не понимало, что происходит, не могло объединиться и организоваться для отстаивания своих прав.

Поощрение моды на посредственность

Тесно связанная с предыдущей, это одна из стратегий манипулирования СМИ, которая остаётся незамеченной больше всего: отвечают ли предлагаемые нам по телевидению программы на вкусы граждан или же они навязываются средствами массовой информации? То есть видим ли мы то, что хотим, или то, что они хотят, чтобы мы видели?

Мы живём, загипнотизированные консьюмеризмом и пошлостью, не беспокоимся о том, что происходит вокруг нас, потому что мы обучены самодовольной посредственности. Нам стремятся внедрить мысль о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

Цель состоит в том, чтобы блокировать развитие нравственно-интеллектуальных качеств человека, не допустить понимания людьми событий реального мира и их рациональной деятельности.

Культивация чувства вины

СМИ заставляют нас поверить, что только мы виноваты в наших несчастьях. Задача — заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий.

В результате вместо того, чтобы восстать против системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию.

Цель состоит в том, чтобы деактивировать социальную мобилизацию и активность.

Хорошее понимание натуры человека

За последние 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию растущего разрыва между знаниями простых людей и сведениями, которыми обладают и пользуются господствующие классы.

Благодаря биологии, нейробиологии и прикладной психологии система получила в своё распоряжение передовые знания о человеке в области как физиологии, так и психики. Системе удалось узнать об обычном человеке больше, чем он сам о себе знает.

Это означает, что в большинстве случаев система обладает большей властью и в большей степени управляет людьми, чем они сами.

Чтобы иметь возможность контролировать, вы должны знать. Психологические, социальные и технологические достижения позволяют крупным структурам знать, как дышит каждый человек. «Система» знает нас и благодаря своей мощи может в любое время осуществлять наиболее подходящие для неё манипуляции.

Использованы материалы https://www.syti.net/Manipulations.html

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic